Как самостоятельно оценить бизнес?
Просмотров: 702
Тема статьи связана с вашим бизнесом?
Предлагаем разместить свое экспертное мнение в этой статье.Принимаем экспертные мнения только от пользователей сервиса с наличием оплаченного проекта продвижения. Ссылка с экспертного мнения будет идти на страницу вашего проекта или любого материала. Подробности смотрите на странице.
Внимание! Администрация оставляет за собой право отказать в размещении экспертного мнения.
Стать экспертом
Покупка готового бизнеса, который уже прошел стадию становления, кажется хорошей идеей. Не нужно мучиться с подбором сотрудников, настройкой бизнес-процессов, поиском поставщиков и клиентов. Все подается в готов виде. Одна проблема: готовый бизнес — это кот в мешке.
Основные причины продажи бизнеса
- Фирма убыточна. Предприниматель открыл свое дело, сделал инвестиции, но заработать не смог. И теперь он пытается продать компанию, чтобы окупить свои расходы. Но в объявлении о продаже не будет ни слова об убытках. Продавец укажет более благовидный предлог: «переезд в другой город», «нужны средства на новый бизнес», «не хватает времени» или что-то в этом роде. Весь расчет сделан на то, что попадется неопытный предприниматель, который купит не глядя.
- Нет перспективы развития проекта. Предприниматель понимает: пройдет время, и компания станет убыточной. Нужно срочно продавать бизнес, пока еще есть шанс. К примеру, в 2019 году МФО подвергнутся жестким законодательным ограничениям. Процентные ставки по займам до зарплаты будут сильно урезаны. По прогнозам СРО «Мир», каждая вторая МФО станет нерентабельной и закроется.
- Усталость от бизнеса. Управление фирмой – не так весело, как кажется со стороны. Постоянный стресс, хроническая нехватка времени.
- Желание переключиться на другие проекты.
Кто оценивает бизнес
Этим занимаются профессиональные оценщики и брокеры. Брокеры, чаще всего, практикуют оригинальный подход, который называется «пальцем в небо» или «генератор случайных чисел». В одной из книг брокера, с которой удалось познакомиться, автор путает понятия «подход» и «метод», приводит описание своих методик в упрощенном формате, а про модель WACC и американские подходы оценки даже не упоминает.
Оценочные компании применяют строгие методики, с помощью которых удается получить более объективный результат. Есть несколько подходов для определения стоимости любого бизнеса.
Ищу партнера для развития и дальнейшего роста платформы!
Затратный подход
Стоимость рассчитывается на основании понесенных расходов на приобретение активов, за вычетом обязательств. Согласно затратному подходу, стоимость компании = Активы - Обязательства. Объясним на примере: мы решили открыть производство и купили станок за 500 тысяч рублей (I Раздел Баланса). Денег не было, поэтому взяли денежные средства в долг у друзей без процентов (IV или V Раздел Баланса). В нашем случае бизнес имеет стоимость, равную величине уставного капитала: актив равен пассиву. Но бизнес выпускает детали, продает и зарабатывает денежные средства, которые идут на погашение обязательств. Таким образом, величина обязательств уменьшается (Пассив уменьшается), а величина Активов увеличивается, что приводит к росту стоимости бизнеса. Это упрощенный взгляд на данный подход.
Сравнительный подход
- Исследуем рынок. Поиск информации по всем сделкам за прошедший год.
- Из всех проданных ресторанов выбираем один, который больше всего похож на наш. Для этого нужно сопоставить: активы, выручку, прибыль. Каждый бизнес уникален, имеет скрытые особенности и специфику. Пусть мы нашли «двойника» – заведение «Пицца и суши», которое недавно продали за 90 миллионов рублей.
- Вычислим мультипликатор. Это соотношение между ценой продажи ресторана-аналога и одним из его ключевых финансовых показателей. «Пицца и суши» за год генерирует 20 миллионов рублей прибыли. Мультипликатор = 90/20 = 4,5.
- Умножаем мультипликатор на тот же финансовый показатель оцениваемой организации. Наша компания приносит 25 миллионов рублей прибыли. 25*4,5 = 112,5 миллиона. Именно столько должен стоить бизнес.
Доходный подход
Согласно этой методике, бизнес – не статичный объект, а актив для извлечения прибыли. Подход основывается на прогнозах ожидаемого дохода и прибыли от деятельности предприятия. Чем выше потенциальная прибыль, тем выше стоимость бизнеса. При оценке учитывают множество факторов. Но можно использовать простую формулу для малого бизнеса в России: стоимость предприятия = чистая прибыль за 1 год * 3.
Блог о развитии и оценке компаний на сайте 1Капиталь.
Источник PR-агентство PRonline
Roby-проекты
Совет от Роби. Что делать, когда вам тяжело?
Подробнее...
Roby-проекты
Roby-проекты
Материалы